Корзина
empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку "В корзину"
В каталог
Заказать звонок
Войти
Иркутск - Ангарск
Войти

Опровержение мифа о боли, как стимуле игры

21.08.2018
Лазертаг- это игра без боли синяков и ссадин. Я неоднократно слышу от игроков, что все хорошо в лазертаге: и дальность, и точность, и реализм, но вот только не хватает боли, например, как в пейнтболе.

Международная ассоциация по изучению боли (IASP) дала следующее определение понятию боль:
Боль — неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения.

Для начала немного общей теории. Болевые ощущения, своеобразные ощущения, служащие указанием на наличность раздражителей (механических, химических, биохимических, электрических и т. д.), могущих вызвать повреждение и, в конечном счете, даже гибель тканевых элементов, и зависящие от возбуждения, специальных нервных аппаратов, наиболее изученных в коже человека в виде интраэпителиальных нервных окончаний—точек боли. В среднем, на 1 кв. см приходится около 100—120 таких точек. Они гораздо многочисленнее, чем точки других кожных ощущений—давления и t°. Распределение их в тканях неравномерно, в силу чего различные части тела и органы различно реагируют на болевое раздражение: наиболее чувствительны—роговая оболочка глаза, кончики пальцев, наружные слизистые оболочки; менее чувствительны—мышцы, сухожилия, суставы, мозговые оболочки; нечувствительны— полостные органы, — Измерение болевых ощущений посредством алгезиметров различной конструкции не дает сколько-нибудь точных результатов.

Собственно, а почему я поднял эту тему? Лазертаг- это игра без боли синяков и ссадин. Я неоднократно слышу от игроков, что все хорошо в лазертаге: и дальность, и точность, и реализм, но вот только не хватает боли, например, как в пейнтболе. Нет того адреналина, который якобы появляется у человека, когда ему в тело врезается со скоростью 90 м/с желатиновый шарик. Дескать, ничто так не заставляет человека собраться и сконцентрироваться на выполнении задачи, на поиске врага и вообще просто активизировать все органы чувств, как приближение боли. И чтоб она не стала неизбежной, надо найти и уничтожить всех тех, кто ее может Вам причинить. Более того, многие игроки даже говорят, что есть научные исследования и даже опыты проводились неоднократно об улучшении усвоения материала, если происходит стимуляция болью.

Однако, давайте попробуем разобраться в этом подходе и выяснить, так ли это на самом деле и какие сложности на пути стимулирования болью могут встретиться.

Во-первых, будет не лишним учитывать, что чувствительность к болевым ощущениям зависит от:
возраста (дети, например, чувствительнее взрослых); пола (женщины, будто бы, в среднем, менее восприимчивы, т.е. выносливей и терпеливей по сравнению с мужчинами); от психического развития или психоэмоционального состояния (в том числе изменение этого состояния по средствам различных препаратов). А по ночам и во время сна болевые ощущения сильнее в виду отсутствия отвлекающих моментов.
Т.е. само понятие больно/не больно для разных людей разное. И соответственно то, что многим кажется безболезненным для других уже нижний порог боли (т.е. они уже ощущают боль).

Во-вторых, как правило (хотя и бывают исключения), боль соединена с чувством неудовольствия. Теснейшим образом связанная с интересами самосохранения боль является как бы первым звеном в длинной цепи защитных реакций, как то: отдергивания конечностей; отклонения тела; прикрытия его частей (зажмуривание глаз); рефлекторного торможения всех движений до полной неподвижности. Т.е. болезненные ощущения могут не только причинить прямую боль, но и вызвать защитную реакцию организма, и неожиданно нанести удар в другом месте. Примером может служить резкий удар в солнечное сплетение, когда перехватывает дыхание, и темнеет перед глазами. Более того болевые ощущения совсем не вызывают резко желания побежать в атаку или вообще начать действовать, а как раз наоборот для многих они будут сигналом – не высовываться, ползти, прятаться и вообще валить отсюда с этого вашего развлечения.

Многие, кто дочитал до этого места, могут возразить мне — так может все дело в этом и есть, чтоб превозмочь себя и этот свой страх и таки выйти в бой под проливной дождь из шариков? И можно было б согласиться с этим предположением, если б не одно НО – почему для того, чтоб просто прийти и отдохнуть надо получать шариком и превозмочь себя? Или кто-то путает развлечение и отдых с серьезной муштрой и садистскими методами подготовки? Мы живем с Вами в современном мире и стимулов в виде боли, превозмогания и прочего многим из нас и в повседневной жизни хватает с головой, чтобы еще и на отдыхе получать соответствующие стимулы. Отдых должен быть активным и адреналиновым, но совсем не обязательно при этом биться самому и бить других. Стимулирование болью – возврат в каменный век, с соответствующим отношением к противнику. К тому же, как показывает практика, редко кому нравится испытывать боль на себе, чаще людям доставляет приятные ощущения самим мучить кого-то — такова психология игроков. Т.е. просто проведение опроса среди игроков – «А не хотели бы вы САМИ испытывать болевые ощущения, при условии, что ВАШ противник НЕ будет их испытывать?», ни одного желающего за 2 года не нашлось. Верно подмечено – мазохистов мало, все больше как-то садисты попадаются.

Замечу, что сами заядлые пейнтболисты и организаторы стараются изо всех сил, чтобы их вид спорта и отдыха перестал ассоциироваться с болью и увечьями (это легко проверить пройдясь по просторам Интернета и вбив в поиск «боль в пейнтболе», «болевые ощущения в пейнтболе», «безопасен ли пейнтбол»). Т.е. профессиональные игроки и владельцы отдают себе отчет в том, что не в боли счастье, однако большинство участников игр уверены до сих пор в обратном.

И, в-третьих, мы занимаемся организацией и проведением тактических игр уже несколько лет, и ни разу у нас не было мысли, что нашей целью и целью игроков будет получение удовольствия от причинения боли кому–то. Наибольший выброс адреналина обеспечивает не боль, а страх и ожидание того, что в тебя попадет противник. Этот фактор присутствует во всех тактических играх, но вот только это адреналин разного сорта. В пейнтболе традиционно боятся боли попадания, а в лазертаге выброс адреналина обеспечивает неожиданность нападения.

Игра на небольших пейнтбольных площадках почти всегда предполагает, что вы знаете или уверенно догадываетесь, откуда можно ждать нападения, что зачастую позволяет избежать обстрела. В лазертаге игра идет на площадках иных размеров, оборудование позволяет вести прицельную стрельбу с 200 и до 1000 метров, в игре могут участвовать снайперы и организовываться неожиданные нападения, минирование и другие сюрпризы. Поэтому, лазертаг дает сильные игровые эмоции и гарантирует выброс адреналина без причинения боли играющим!

по материалам КЛУБ (V.I.K.I.N.G)
Назад к списку