Жизнь — это игра. Быть готовым к любым вызовам судьбы — невозможно. Но учиться этому? Можно, нужно и даже интересно. Военно-тактические игры — яркий пример того, как симуляция реальности помогает нам быть быстрее, выше и сильнее, чем вчера. Стать частью этого мира — намного проще, чем кажется.

Лазертаг-проект «Серьезные Игры»

Лазертаг-проект «Серьезные Игры» Василий Мисник из г.Рязань согласился написать для нашего журнала небольшой цикл статей об организации военно-тактических игр для опытных игроков. Первая статья из цикла — о проекте «Серьезные игры». Статья будет интересна не только организаторам игр и владельцам клубов, но и опытным командам, ориентированным на тактику.


История игрового проекта «Серьезные игры LT»

«Серьезные игры» – наш первый проект межрегиональных лазертаг-игр в формате военно-тактических игр, ориентированных на опытных игроков.

Всего с марта 2015 по апрель 2017 проведены 11 игр серии в Рязани и 7 игр в Коломне. «Серьезные игры» посетили команды из Москвы, Липецка, Тамбова, Тулы, Новомосковска, Обнинска, Людиново, Брянска… На каждой игре серии были представлены 3–7 городов. За время работы над проектом накоплен значительный опыт, на основе которого по прошествии 2 лет можно сделать выводы об особенностях формата и недостатках некоторых решений.

Что такое «Серьезные игры». Формат игр

Лазертаг-проект «Серьезные Игры»Мы считаем, что качественный игровой проект должен четко позиционировать свои мероприятия, формировать верные ожидания игроков об игровом процессе и его особенностях. Не бояться обозначать обоснованные входные требования к игрокам, необходимые для обеспечения желаемого содержания и качества игрового процесса.

Формат «Серьезных игр» предполагает игры на территориях без явных игровых границ, ограничивающих при тактическом маневрировании. Ориентированность игровых задач, сценария, местности на взрослых опытных игроков с достаточной экипировкой. Военный (не аркадный) характер игры. Необходимость взаимодействия с командой и дисциплины как во время игры так и в процессе подготовки. Необходимость базовой физической подготовки, работы с рацией и картой во время игры. Периодичность игр: 1 раз в месяц.

Продолжительность игр: 6–8 часов. Численность: 40–100 игроков.

Проект изначально ориентировался на регулярность игровых встреч клубных и независимых команд из соседних городов. Этим обоснован однодневный характер игр серии.

Важно, «Серьезные игры» построены как общественный, а не коммерческий проект. Игры проводились разными организаторами: в Рязани – Tactic.Group, в Коломне – LTMC Патриот, при этом творческая свобода организаторов ограничена только общим пониманием формата игры. Гостевые команды освобождались от организационных взносов. То есть расходы по проведению игры брала на себя принимающая сторона. Такое решение может показаться спорным, оно основано на товарищеском характере игр, очередности проведения игр разными организаторами.

С чего все начиналось. Миссия проекта

Проект в момент своего создания решал комплекс задач.

Лазертаг-проект «Серьезные Игры»С практической стороны, прежде всего, организаторы повышают активность собственных клубов и вовлеченность игроков. Обеспечивают разнообразие противников и мест игр. Прививают новобранцам серьезное отношение к занятию играми.

Во внешней сфере нам хотелось показать свое видение лазертага как серьезной военно-тактической игры, привлечь внимание единомышленников в соседних регионах и поддержать их своим примером. Заниматься развитием и продвижением любимого направления игр. В каком-то смысле проект возник как реакция на перекос в рекламной политике производителя оборудования, ставшего формировать в массах представление о лазертаге как несерьезном развлечении, детской игре.

Примечательно, что после широкого представления нами проекта в сообществе, ростовские организаторы игр военной направленности попросили разрешение использовать название «Серьезные игры LT. Ростов» для своих мероприятий. Насколько их подходы к организации и формат самих игр совпадают с нашим, мы не знаем.

Достоинства регулярного формата над массовыми играми раз в год

В жизни вовлеченных в него игроков «Серьезные игры» стали явно востребованным звеном между клубными играми и командными выездами на несколько дней. Проект объединил игроков, повлиял на совершенствование игровых навыков и образование новых команд из независимых игроков.

В регулярном формате основное ядро играющих относительно постоянно, игроки знают и понимают союзников из соседних городов. Одинаковый опыт прошлых игр большинства игроков является необходимой основой для введения организаторами новых специфических игровых задач, игровых устройств, организационных решений и игровых механик. Организаторы знают основной состав игроков и понимают заранее при подготовке игры, какие задачи команда сможет выполнить, а какие нет.

И наоборот, если игроки в домашнем клубе играют в спортивном/аркадном формате, а раз в год выбираются на военно-тактические игры – качественное развитие игрового проекта невозможно. За год меняется очень многое – забывается опыт и теряются навыки, приобретенные на прошлой игре, меняется состав команды – разбавляется новичками. Большинство игроков не станет готовиться и обзаводиться снаряжением ради одной игры в год. Как следствие, организаторы лишаются возможности повысить сложность игровых задач в расчете на рост подготовки и понимания игры со стороны игроков за счет опыта прошлых игр. Нельзя ввести много нового в игровой процесс в рамках всего одной игры. И нельзя бросить новичков, привыкших играть в аркадном прокате, выполнять задачи, связанные со скрытным перемещением без открытия огня. [Сделать, конечно, можно всё – но неподготовленным игрокам может не понравиться.]

Мы не считаем, что большие сборные игры всех со всеми по определению плохи. При честном позиционировании и правильной организации они вполне хороши, но воспринимаются опытными командами как возможность состязаться с ранее неизвестным противником в заранее непонятном формате и постараться доказать свое превосходство. Хотя, если состязательность игрового процесса нарушена (например, нарушением принципа равных технических возможностей; допуском явно неформатных игроков) или подход организатора предполагает, что игра должна одинаково понравиться и новичкам и опытным игрокам – скорее всего опытным игрокам делать на ней нечего.

Тормоза развития проекта и некоторые соображения

Лазертаг-проект «Серьезные Игры»Когда мы начинали работать над «Серьезными играми», мы знали о российском лазертаг-сообществе гораздо меньше, чем знаем сейчас. В каком-то смысле проект можно справедливо считать разведкой боем. В процессе работы мы столкнулись с несколькими негативными явлениями, характерными для нашего сообщества на данном этапе его развития.

Многие команды приезжают на игры один раз, посмотреть. Кто-то чтобы поставить на своей карте лазертаг-выездов очередной флажок, и не скрывают этого. Кто-то для расширения игрового и организационного опыта. Кто-то – чтобы после игры позвать к себе в гости на свое мероприятие. К сожалению, часто решения о посещении игр принимается не в интересах игроков, а на основе личных симпатий и интересов организаторов клубов.

Для нас это означает, что тратится много времени на введение таких одноразовых новичков в понятия проекта, чтобы они просто могли играть, не мешая постоянным участникам. Когда стала ясна общая тенденция, пришло понимание: заниматься этим бесплатно нет смысла. Неоправданные и неблагодарные вложения.

Исторически, отбор и подготовка игроков в рамках проекта возлагаются на клубы и командных организаторов, привозящих этих игроков. К сожалению, несколько раз мы становились свидетелями того, как непостоянные гости привозят в составе своей команды явных новичков и неформатных игроков, привыкших бегать захватывать точки под огнем противника, и не понимающих как играть в нашем формате, на наших расстояниях и настройках.

Таким образом не соблюдается принцип преемственности и совместного накопления опыта игроками, описанный ранее.

По этой причине в какой-то момент одновременно с «Серьезными играми» мы стали проводить в Рязани ВТИ, ориентированные только на клубных игроков, в которых вводятся более сложные сценарные решения и игровые механики. На них командам необходимо знакомиться со сценарием заранее, разрабатывать стратегию игры и распределять позиции до игры, а не во время командного брифинга перед стартом.

Опыт совместного использования LW и LSD

Лазертаг-проект «Серьезные Игры»На наших играх с самого начала есть технический регламент, призванный обеспечить равные технические возможности игрокам, необходимые для соревновательной составляющей. Насколько это возможно, исключить негатив, возникающий из-за неисправного и нестандартного оборудования.

Особенностью «Серьезных игр» стало использование клубами основоположниками проекта разных игровых платформ: LW и LSD. В сообществе распространено мнение о совместимости производителей. Оно основано на использовании обоими открытого протокола miles и похожих технических решений. Это обеспечивает возможность регистрации попаданий и взаимодействие с базовыми игровыми девайсами. В то же время есть масса нюансов и различий, не все из которых возможно компенсировать программными настройками. На практике большинство совместных игр не обходится без взаимных нареканий на сложность поражения игроков на альтернативной системе, а также жалобами игроков LW к недостаточной заметности подсветки выстрела и индикации попаданий на LSD (речь прежде всего о старых повязках с красными крышками датчиков). Сомнения игроков в равенстве возможностей вызывают негативные эмоции, которые приводят к нездоровой атмосфере игр.

Лазертаг-проект «Серьезные Игры»В рамках «Серьезных игр» организаторы стремились распределять игроков на LSD в равных пропорциях по игровым сторонам, таким образом обеспечивались равные возможности сторон (но не конкретных игроков!). А игроки осознанно принимали недостатки, вытекающие из различий игровых систем, как неизбежность при совместных играх.

Тем не менее, можно сделать вывод: при прочих равных более качественными являются мероприятия, проводимые на платформе одного производителя.

Это еще одна причина, подводящая нас к заключению…


В качестве заключения
Проект «Серьезные игры» не закрыт, но испытывает потребность в обновлении.

Мы сконцентрировались на проведении военно-тактических игр местного значения и развитии регионального сообщества игроков. Нам не хватает только единого понимания формата всеми игроками и одинакового технического обеспечения на выездных играх.

На наш взгляд, для развития российского сообщества любителей военно-тактических игр на данном этапе полезно согласование своих векторов развития разными клубами и организаторами игр. Формирование общего понимания формата и требование его соблюдения организаторами на своих играх.

Василий Мисник, г.Рязань

http://prolasertag.info
интернет-журнал от игроков в лазертаг для игроков в лазертаг

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.